Форум » » Обсуждение концертов (Духовный лицей, ЙогаДом, АртЭриа) » Ответить

Обсуждение концертов (Духовный лицей, ЙогаДом, АртЭриа)

Катя:

Ответов - 20

Ghaydn: Чего-то вы как разбрелись по разым темам... А я хочу высказать сво мнение и одновременно вмешаться в этот разговор. Вчера не смог ничего внятного из впечатлений сказать, а теперь вот более-менее уложились в голове мысли. Во-первых, касательно чистого интонирования - самые поздние песни в вашем репертуаре и правда с трудом вам даются. Особенно "Шёл младец из неволюшки", обратите внимание на то место, где надо разойтись в октаву, вы там поёте кто во что горазд. (плюс ещё эта песня меня особенно обеспокоила ввиду того, что я уже года четыре занимаюсь традицией Белгородской области, особенно Красногвардейского и Алексеевского районов, изучил имеющийся материал вдоль и поперёк. Если захотите петь тамошний репертуар - позовите обязаельно, много чего умного расскажу) Во-вторых, касательно тусовок, тут вы явно не поняли друг друга. Речь о том, что вы поёте песни, ЗАПИСИ которых хорошо известны каждому завсегдатаю фольклорных тусовок, поскольку были изданы давно и неоднократно переизданы. И эти самые песни они не узнают, но тут дело не в том, что они привыкли их петь по-своему. Дело в первом и третьем пункте... (На тусовках, заметьте, поют в основном то, что и мы пели вчера после концерта, по большей части это песни из репертуара Казачьего Круга.) В-третьих. Хочу выразить пожелание: хотелось бы, слушая вас, иметь возможность отличить песни разных сёл не только потому, что вы поёте, но и по тому, как. Ведь песенная традиция - она не только из звуковысотности состоит. Традиция - это ещё и совокупность норм красоты, специфический тембр звучания. Если придёте к нам на отчётный концерт,то сразу поймёте, о чём я: в числе прочего будут представлены три версии одной и той же песни, как её поют в разных сёлах. Пункт черыре (чего-то многовато уже), касательно профессионализма. Тут ведь никакой разницы, профессионально вы поёте или нет, главное - поёте. Бабушки в деревнях - самый явный пример непрофессионалов; "всем известные коллективы", которые на концерте предпочли даже не называть, яркий пример профессионалов; ну и кто лучше? Вот, так что с вас, как с любителей, спрос получается даже больший. В целом впечатлениеот концерта очень хорошее, время потрачено не зря.

Катя: Ghaydn пишет: Во-вторых, касательно тусовок, тут вы явно не поняли друг друга. Возможно я так прицепилась к тусовкам потому, что меня резануло явное желание навязать фолк-русс-тусовочные стререотипы. Особенно насчет растрепанных волос было уже перегибом. К сожалению это общечеловеческая беда вгонять всех в свои рамки, навязывать свою точку зрения и делить на "своих" и "чужих". Мы не зря 5 лет штудировали материал, который поем, и такие категорические оценки "знакомых (насколько?) с материалом" людей о соответствии того, чего мы поем действительности, всерьез принять трудно. Больше похоже на придирку и "защиту своей территории" от посторонних (посторонние в данном случае - наш ансамбль). Но это ладно, хватит уже об этом. "Шел младец" у нас относительно новый в репертуаре и поскольку когда мы пели на сцене была очень плохая акустика и кроме двух ближайших соседей я не слышала ни кого, мне трудно тебе как-то прокомментировать наше исполнение: я его не слышала попросту))))) Ghaydn пишет: что я уже года четыре занимаюсь традицией Белгородской области, особенно Красногвардейского и Алексеевского районов, изучил имеющийся материал вдоль и поперёк. Если захотите петь тамошний репертуар - позовите обязательно, много чего умного расскажу) Спасибо за предложение, с удовольствием при таком случае воспользуемся)))) Ghaydn пишет: Если придёте к нам на отчётный концерт,то сразу поймёте, о чём я: в числе прочего будут представлены три версии одной и той же песни, как её поют в разных сёлах. Интригует! Я очень хочу прийти, надеюсь меня ничего не остановит)))) Ghaydn пишет: В целом впечатлениеот концерта очень хорошее, время потрачено не зря. Главное - позитивный остаток! Я рада, что ты пришел, было честью для нас! Будем продолжать творческое сотрудничество

Катя: Ghaydn пишет: В-третьих. Хочу выразить пожелание: хотелось бы, слушая вас, иметь возможность отличить песни разных сёл не только потому, что вы поёте, но и по тому, как. Ведь песенная традиция - она не только из звуковысотности состоит. Традиция - это ещё и совокупность норм красоты, специфический тембр звучания. Забыла ответить на эту часть поста. Это тяжелый и я бы сказала мировоззренческий вопрос. Все зависит от того, как вы подходите к делу, с какой позиции. Если , скажем так, с "репродуктивной" позиции, то безусловно, надо вжиться в традицию каждого села, чтобы скопировать ее, стараться наиболее точно воспроизвести, передать, не внося и не вынося ничего лишнего . А с другой позиции: когда, скажем, песня иммигрировала из села в село, то, как ты сам заметил, она не копировалась один в один жителями села-реципиента. Она видоизменялась и приобретала свои особенности. Басова Т.T., если бы захотела спеть песню из Брянской области, она бы все равно спела ее как Басова. И ты бы услышал "Плеховскую манеру", более того, ЕЕ личную манеру, сильно отличающуюся от манеры Песцовой или Пронякиной! Так и песни, пропущенные через призму нашего восприятия безусловно приобретают некоторые персональные особенности, слагающиеся из индивидуальностей каждой певицы и общего стиля ансамбля. Ни какая из этих двух позиций не может быть правильной, поскольку они направлены абсолютно в разные русла. Первая - это позиция профессионала, хранителя традиции, позиция музея. Вторая - позиция естественной жизни самой традиции, "народное пение", если так можно сказать. Грубым образом это можно выразить так: Народ что-то поет и из этого что-то получается. А что получается, это зависит от того, какой народ.))) У кого-то из любой песни Мурка выйдет, а у кого-то "Соловей мой, Соловьюшка"))).


Ghaydn: Позволю себе не согласиться. Сравни, как плёховцы поют "да приехал мой миленький с поля" (песня совершенно явно украинская) и, скажем, "закипучий ключ". Они воспроизводят характерные отличия манеры! Получается, вроде как, что это тоже часть песни. Это я впервые обнаружил слушая Афанасьевку. У них же достаточно пёстрый репертуар: тут и свадебный обряд, и более поздние плясовые да хороводные, и местная балладная лирика, и казачьи песни. И всё это они поют, по-разному; хотя и абсолютно по-своему. А дальше ещё интереснее: стал слушать, как звучат те же самые (или схожие) песни в соседних сёлах, оказалось - отличия видны совершенно отчётливо, абсолютно те же самые; и это (опять же) при том, что в каждом селе по-своему поют. Поэтому я убеждённый сторонник разных манер пения в фольклоризме. Вовсе не из-за позиции музея. П.С. Вот ещё что вспомнил, а так задумано. что вы некоторыепесни пели не в целотонике, а в мажоре? Сами плёховцы могут (как говорил мне кто-то из "Веретёнца") спеть одну и ту же песню и в мажоре, и в миноре, если на то будет соответственное настроение, но в общем и целом там полагается быть целотонике. П.П.С. Басова ж вроде всю жизнь Татьяна Тимофеевна была. Очепятка?

Катя: Ghaydn пишет: Сравни, как плёховцы поют "да приехал мой миленький с поля" (песня совершенно явно украинская) и, скажем, "закипучий ключ". Они воспроизводят характерные отличия манеры! Ghaydn пишет: И всё это они поют, по-разному; хотя и абсолютно по-своему Не вижу, в чем несогласие, лично я с этими цитатами согласна! Татьяну Тимофеевну поправила, это опечатка была Насчет мажора, ничего не задумывали, это для меня новость , что мы в мажоре спели. Должна была быть целотоника. Но опять же, я ни черта не слышала, кроме себя и ближайших двух соседей. Трудно судить ))))

Ghaydn: Дружненько так, в запевах и далее выдавали конкретный мажор - все сразу. Но будем всё же считать, что так и было задумано Хотел ещё написать про несогласие, но сообразил, что мысль донесена и правильно понята.

Катя: А на какой песне? Если помнишь)))

Liza: Вопрос от Дмитрия (dmit@...): Принимаете ли вы в коллектив представителей мужского пола? Мы очень хорошо относимся к мужчинам, феминизмом не страдаем)). Мы изучаем женскую традицию (обрядовые песни исполнялись женщинами, мужских голосов там нет), поэтому, наверное, приглашать молодых людей в наш ансамбль нет особого смысла. В некоторых лирических и карагодных (плясовых) песнях с. Плехово мужчины действительно пели вмести с женщинами, но они не были необходимы, их голоса, по сути, дублировали нижние женские партии. То есть, песня могла петься как с мужчинами, так и без них. К тому же, любой ансамбль имеет определенные пределы. Как я говорила, при пении в ансамбле каждый должен слышать каждого, взаимодействовать с каждым. Наше внимание, как установили психологи, устроено таким образом, что оно может одновременно более-менее четко воспринимать не более 8-9 предметов (это у самых талантливых в этом смысле людей, в среднем - это 5-6 вещей). Поэтому в ансамбле может одновременно петь не более 7-8-9 человек. Мы ждем возвращения еще одной нашей участницы (Юли Акутиной) из заграничной образовательной командировки и тогда будем укомплектованы полностью. Конечно, мы были бы не против попеть со знающими наши традиции представителями мужского пола (мы уже пригласили нашего знакомого Никиту из Гнесинки). Обучать кого-то у нас нет возможности. Вопрос от harls@...: Где представлено ваше творчество в Интернете? Оно представлено на нашем сайте www.art-laguna.com в разделе Аудио. Там выложены наши записи прошлого года. Благодаря нашему другу Тиме Самсонову мы недавно записали новые песни и переписали старые варианты уже выложенных ранее песен. В ближайшее время результаты нашей последней записи появятся на сайте. Вопрос от sergtka4@...: Будете ли вы в ближайшее время записывать/издавать свой дебютный альбом? Записывать диск с фольклорными песнями, в том виде, как мы их сейчас поем (без инструментальной обработки), мы не будем. Существуют ранее изданные альбомы с этнографическими записями этих же песен. Оригинал всегда более ценен, чем вторичное воспроизведение. Надеюсь, у нас заработает библиотека фольклора, где можно будет послушать образцы русской крестьнской песенной культуры в исполнении народных певцов. Если мы и дорастем до диска, то это будет уже результат нашего творчества, возникшего при соприкосновении с народной культурой. Для этого нам нужно научиться создавать аранжировки, найти музыкантов-инструменталистов и т.д. и т.п. Вопрос от Сергея (sergeysergeich@...): Какие задачи в части дальнейшего развития песенной традиции вы перед собой ставите? Как вы видите это развитие? Мы планируем двигаться как интенсивно (разбирать и осваивать имеющийся материал из трех сел, песни которых мы изучаем на протяжении всей нашей истории), так и экстенсивно – изучать новые села. Пока на примете с. Афанасьевка Белгородской области. Также мы не откидываем идею создания нашего творческого проекта: исполнение аутентичных фольклорных песен с инструментальным сопровождением (аранжировки). Вопрос: За чем будущее: за фольклором или за авангардом? Сложно ответить, я не провидец. Но я думаю, что они оба жанра будут существовать, также как будет существовать и синтез между ними. Вопрос: Интересно узнать насколько различаются песни в разных областях России. То есть можно ли видеть особенности творчества? В русском фолькоре выделяют несколько традиций: севернорусскую западнорусскую, южнорусскую и традицию Центральной России. Севернорусская традицию (Вологодская, Архангельская обл. и др.), она испытала на себе большое влияние и в значительной мере впитала элементы местной фино-угорской культуры. Южнорусская традиция – традиция казаков и крестьян степных областей России (Белгородская, Липецкая, Воронежская, Курская). Западнорусская традиция ( регион Полесья, Смоленская, Псковская и Новгородская области) испытала воздействие балтской культуры и Зарубенецкой культуры (ранний этнический выброс славянского населения на восток из области их этногенеза, как сейчас считается – Повислья). Подробнее можно найти в специализированной литературе, сейчас её полно в Интернет-ресурсах. Вопрос от Вани (va_@.....): Может ли это нести негативный оттенок: пение обрядовых песен просто так? Обряд – это введение себя в измененные состояния сознания. Если ты при этом не теряешь контроль и пение не вызывает плохие последствия для тела и психики (усталость, раздражение, боль, агрессия и т.д.), то, наверное, нет. Нам всем очень нравится петь , мы уходим после репетиции воодушевленными и отдохнувшими. Как я считаю, так происходит, потому что при этом изменяется наш способ взаимодействия с миром, останавливается неугомонный внутренний диалог.

Ghaydn: Катя, дык на всех плёховских, кроме "да приехал", звучал мажор... Ну, во всяком случае, таково было впечатление, в конце концов, я же не человек-диктофон :) На видео должно быть хорошо слышно. Лиза, а это ответы на вопросы в анкетах, да? Может, имело смысл создать специальную тему... Во всяком случае, разрешите вставить свои пять копеек в ответ про "насколько различаются песни...". У нас (в Гнесинском колледже) выделяют следующие регионы: запад, север, юг, центр и Поволжье, Урал, Сибирь; особняком называют казаков. Сразу про казаков скажу, что их фольклор отделяют от крестьянского, всё же военные люди, их культура значительно отличается. Западнорусская традиция - глухие леса, почти не затронутые всевозможными историческими потрясениями и переселениями, как следствие именно там сохранились самые древние обряды и песни. Похожая ситуация с севером, но там, действительно, очень большое влияние оказали местные народы. Юг - бывшее "дикое поле", эта местность долгое время не была заселена из-за набегов кочевников, потом туда приходили беглые крестьяне, потом там были пограничные крепости; в результате в южных регионах крестьянский фольклор получился очень разнообразный, вся эта каша очень интересна для изучения; южнорусский репертуар можно очень чётко разделить на исторические слои. Казаки - особая категория, их следует ещё и разделять на разные войска: Донское, Кубанское, Терское и пр., соответственно схожи или различны певческие стили; хочется тут ещё сказать, что казачьи песни можно исполнять сколь угодно большим количеством народа, поскольку казаки их пели и на войсковых сборах, и в походах. Центр - смешение всего, но по большей части там поздние песни. Поволжье - честно скажу, не занимался вообще ни разу, поэтому не знаю. Урал - более поздние песни, пришедшие с севера и центра; заселение этого региона велось в в 19 - начале 20 века, в основном это был рабочий класс. Сибирь - либо поздние переселенцы из европейской части России, либо местные народы; большая часть переселенцев - 20 века; хотя регион очень большой и достаточно разнообразный. Это я вкраце, без учёта всевозможных староверов и прочих малых групп, да ещё и сбивчиво. А ещё поздравляю всех дам на форуме с замечательным праздником 8 марта

Liza: Никита, я не любитель плодить темы, решила поместить все в одно место)) Спасибо большое за комментарий, очень информативно))) Мы ценим твое небезразличие

Катя: Спасибо Лизе и Никите. Было познавательно!))) Кстати, насчет мажора. Какой мажор ты имеешь ввиду, миксолидийский, лидийский или может ионийский?? Если лидийский, то все в порядке, т.к. это и есть целотоновый строй))))

Ghaydn: Эээ... Там всего четыре ступени же. Между ними три интервала. Тон, тон и полтона вместо трёх тонов. Соответственно, четвёртая ступень была заниженная. Миксолидийский явно не имеет тут никакого отношения; а фригийский бывает только минор. А чего мы эту мелочь уже которое сообщение перетираем? Ну, спели так - и ладно.

Катя: То есть в ионийском? Ну, мне трудно представить, что мы, не сговариваясь, все дружно спели в ионийском все песни, ни разу до этого таким не страдав. Хотя, возможно, на какой-то интервал, меньший чем полтона, мы могли кое-где верхнюю ноту не дотянуть. Но целых полтона это слишком много, согласись, это очень трудно так махнуть)))) Фригийский - да, минор))) он тут ни при чем!

Ghaydn: Ну, если на то пошло, то в ионийском . Он же натуральный. А могу ещё поумничать и сказать, что неполный звукоряд вообще не принято называть мажором, а принято называть "лад мажорного наклонения". А почему трудно? Очень даже легко, плёховцы, например, не увидели бы особой разницы, если бы сами так спели. В Афанасьевке вон вообще ТАКОЕ творят с ладом - мама не горюй! Мерцают седьмая внизу, вторая, третья, шестая и седьмая ступени, так всё ладно звучит. Но круче всех жители Рязанской области, у них даже в унисон голоса не совпадают, а специально расходятся менее чем на полтона.

Ethno-expert: Извините за "скорое" вмешательство, но я согласна с критическими высказываниями в адрес пения вашего коллектива, в том числе и в другой теме (от Хельги, кажется). На концерте не была - и правда, не хочется - очень плохого качества пение выложено на сайте. Не стильно (абсолютно по звуку не стильно - традиции нет, как таковой), грязно, небрежно-неуклюже (вероятно, из-за неумелости скорее, и отсутствия того, что называется "вокальным чувством"). И потом откуда такой безумный ор и надсада в голосе. Я совсем не апологет "нар.хора", скорее его противник, но ведь и так, как Вы, нельзя ж орать. Вопрос не в профессионализме, тем более, если Вы занимаетесь еженедельно по 6 часов в неделю - этого вполне достаточно, чтобы иметь приличный уровень и для "непрофессионалов". Из плюсов - действительно, только Ваши правильные речи и, вероятно, большая целеустремленность и задор, что, конечно же, хорошо. А КАК ЖЕ СО ЗВУЧАНИЕМ? Мне кажется, пока Вы не научились петь более-менее органично в традиции, чтобы это было слышно не только Вам, но и людям, с традицией знакомым не менее (а часто и более), чем Вы, следует позиционировать себя сугубо как обучающихся и еще "недостигших" уровня. Мне часто приходится сталкиваться с мнением абсолютно нефольклорных людей, в т.ч. музыкантов, что "вот орут эти фольклористы, ужос какой-то" - мне кажется, это из-за того, что они слышат такую музыку, как у Вас на сайте и ассоциируют ее напрямую с русской традицией. Объясняй им потом, что все не совсем так, или даже совсем не так... Не обижайтесь, я не для ругани - попытайтесь всё же услышать вопиющие недостатки в звучании Вашего коллектива. Р.S. 1. Распущенные волосы лично меня совсем не парят - хотите так, да и ладно. Главное для музыканта все же в звуке. 2.Вокальный звук, стиль в фольклорных традициях должен быть разным для коллектива, ориентирующегося на аутентику (т.е разные традиции должны звучать максимально отлично друг от друга, по возможности, подобно тому , что любой пианист Шопена одним звуком играет, а Рахманинова – совсем другим), как и лады, и звуковысотная вариативность ступеней, и неуловимые «не топорные» ритмы, и детализированная мелизматика, особые вокальные приемы, и т.д. И не для музея, или "зубрежки" - а для того, что это все (в мелких деталях и мастерстве) - и есть та самая русская народная самобытность, которая вполне адекватна современности своей эксклюзивностью. 3. Нельзя воспринимать профессиональную критику с точки зрения той, что Вы изложили – дескать, «больше похоже на придирку и "защиту своей территории" от посторонних (посторонние в данном случае - наш ансамбль)». Девушки, Вы поете традиции сел давно и отлично известных профессионалам, материалы эти публиковались, а каналки, где есть, не являются чем-либо недоступным. Эти песни уже давно могут петь все, кто захочет, без исключения. Так что ничью «территорию» Вы не занимаете, не заблуждайтесь. По-моему, на этот счет (свои – чужие) – у Вас слишком «гиперчувствительное» мнение. Оценка идет именно по качеству пения, а не по соображениям «околомузыкальным».

Катя: Ethno-expert Спасибо за отзыв! То, что мы не достигли за 6 еженедельных часов того звучания, которого вы бы хотели услышать, за это вы нас сердечно простите. Из высказанных вами тезисов вижу только один новый: замечание насчет ора. Аутентичные исполнители поют громко. Особенно это касается обрядовых песен. Песня служила инструментом для воздействия на себя и на окружающую действительность. От "гукания" бабушек зашкаливало звукозаписывающие устройства. Громок и полновесен звук Мужитинских исполнительниц. Если вы не знакомы с подобными общедоступными записями, могу вам их прислать Кроме того мы сверяли свое звучание со звучанием аутентичных исполнительниц в экспедициях. Они отмечали положительно наш громкий и живой звук, говорили, что тоже так звонко пели, когда были молодыми. А современные тенденции фольклорных коллективов к бездыханному пению в полголоса мне абсолютно не нравится. Возможно, это в в таком случае звучит более эстетично и сдержанно, более легко для восприятия. Но эти песни нужны были прежде всего НЕ как предмет искусства для услады чужого слуха, а как инструмент общения с силами мира, вхождения в коллективную медитацию определенного рода, если можно так сказать. Здесь опять проходит трещина между ходячим "музыкальным музеем", хорошо представленным сейчас, и людьми, раскрывающими себя в этой музыке, поющими для себя. В этом мы видим истинную жизнь песни. И этой линии придерживаемся в нашем пути освоения народной традиции. На чем основан ваш опыт? На самостоятельном пении или на стороннем восприятии?Где где можно послушать Ваши записи? А то мы слушали всякое, а Вы быть может откроете нам действительно что-то выдающееся?

Ghaydn: Разрешите вмешаться, поскольку стороны несколько запутались в терминологии. Ор - это усиленная речевая подача с повышенной нагрузкой на голосовой аппарат. Никак нельзя приравнять ор к большой громкости в результате, потому что не факт что она будет. Приведу простой пример: маломощные наушники с большим импедансом будут звучать громче, чем более энергоёмкие с меньшим импедансом - и громче не по ощущениям, а реально, в децибелах. Народные исполнители звучат громко не из-за того, что орут, а из-за естественной и правильной работы организма. То, что для нас, городских жителей, с детства воспитанных вести себя тихо, является непривычной и сложной работой, у них, поющих и громко разговаривающих всю свою жизнь, исполняется на уровне рефлексов. Однако ещё один момент. В западных областях зачастую сами исполнители говорят, что они кричат песни. Это не означает, что они старательно усиливают звук, это лишь означает, что они посылают его так, чтобы было далеко слышно. Для лучшего понимания можно попробовать такой эксперимент: поговорить с человеком, находящимся в другом конце небольшой комнаты и сравнить это с тем, как голос будет работать, если того же человека надо будет позвать, скажем, с противоположной стороны улицы. Внезапно только сейчас родилась такая мысль... Для городского человека крик - это перекрикивание шума, а для деревенского - перекрикивание пространства. Городской крик не полётный, так как рассчитан на малые расстояния, наподобие метро. И ещё что я хотел сказать, из личного опыта. До некоторого времени я сам был в плену у этой иллюзии, "чтобы было громко, надо кричать". Ничего подобного! Вот когда специально кричать я перестал, тогда и звук стал действительно громкий.

Катя: Ghaydn Не знаю, что имела ввиду уважаемая Ethno-expert , но не менее уважаемые нами народные исполнительницы как ор наше пение никак не расценивали. И, кстати, манера звукоизвлечение - это было как раз то, что они единогласно оценивали положительно.)

Ghaydn: Пообщался я тут с Лукерьей Андреевной Кошелевой. Так вот, она практически любое пение оценивает как хорошее, если мелодическую линию вести не совсем уж наперекосяк. Есть основания полагать, что все народные исполнители оценивают так же: поёшь, подпеваешь - хорошо. Всё ведь познаётся в сравнении, а им не с чем особо сравнивать; да и критерии совсем не те. В деревенской среде не могут зародиться те зажимы и комплексы, которые типичны для городских жителей, так что деревенские просто не замечают этого.

Катя: Ghaydn Не очень поняла смысл второй половины твоего поста. Насчет комплексов и сравнений



полная версия страницы